«Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении».

Воспитание может быть успешным, если цели педагогического воздействия определены следующим содержанием:

  • Воспитание должно быть ориентировано на развитие ребенка, оно не должно быть формальным.
  • В воспитании не может быть мелочей.
  • Воспитание должно быть ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности.
  • Воспитание должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика, класса.
  • Воспитание должно строиться не на порицании, а на поддержке.
  • Воспитание должно способствовать актуализации принадлежности ребенка к определенной культуре и преображению культурных ценностей и черт.
  • Воспитание должно способствовать социализации ребенка, развитию его социального интеллекта.
  • Воспитание должно способствовать овладению общечеловеческими нормами нравственности, формированию внутренней системы нравственных регуляторов поведения.

 

В 2010-2011 учебном году передо мной, как классным руководителем, стояли следующие воспитательные задачи:

- продолжить изучение личности каждого ребенка, его физическое, психическое состояние, семью и т.д.;

- способствовать сплочению классного коллектива;

- продолжить работу по развитию ученического самоуправления;

- активизировать работу классного коллектива через участие в общешкольных мероприятиях.

С целью решения задачи по изучению детей мною были организованы и с помощью детей и родительского комитета проведены следующие праздники в классе: «Осенние посиделки», «Мама, милая мама», «Новогодний бал», «День толерантности», соревнования по баскетболу.

В 2010-2011 учебному году было много общешкольных и районных конкурсов. Это такие как: конкурсы «Новогодней игрушки», «Новогодней открытки», конкурс рисунка «Я люблю родное Подмосковье».

Мне как классному руководителю сложно было работать. Очень большой темп. Не успеешь сделать одно, уже надвигается другое. А если делать все хорошо (как я привыкла), то это просто не реально.

Все эти мероприятия дали возможность раскрыть творческие способности детей, их наклонности, проследить систему взаимоотношений детей между собой и взрослыми. Выяснилось, что в классе очень активные ребята, которые способны сделать многое, и моя задача – правильно их направлять. Есть в классе дети, которые постоянно требуют внимания и попадают в неприятные ситуации. Им часто требуется помощь классного руководителя, родителей, учителей-предметников, психолога (Камышников А., Плотников А.).

Еще в прошлом учебном году я обратила свое внимание на неумение детей общаться друг с другом – дружить. Но уже в 2010-2011 учебном году предприняла попытки сдружить их через экскурсии.

Экскурсии – это совместное посещение памятных исторических мест, достопримечательностей. В этом году у нас их было две: парк «Птиц» (г.Калуга) и музей Ледникового периода (г.Москва).

Я считаю, что профориентацией необходимо заниматься уже сейчас. Ведь наши дети растут, не за горами то время, когда придется выбирать профессию. Есть время подумать и принять правильное решение. Поездки всегда сплачивают коллектив, но не все обучающиеся класса могли поехать на экскурсии в связи с тяжелым материальным положением семьи (а стоит это не дешево).

Большое внимание в классе уделяется воспитанию сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.

Побеседовав с медработниками школы, я выяснила, что некоторые обучающиеся в классе (Трушкова Т., Гречишкина И., Кожемяков А., Чернышова С.) имеют серьезные заболевания, но большинство детей (80%) занимаются в спортивных секциях школы, СДК «Заря», спорткомплекса «Атлант».

Посещение семей показало, что в основном все дети имеют хорошие условия проживания, что отношение к ним родителей соответствует требованиям. Однако, есть семья, требующая особого внимания (плотников А.). В этой семье родители не правильно понимают процесс семейного воспитания, считают, что основная задача родителей – одеть и накормить ребенка, а воспитанием должны заниматься другие. За 3 года учебы сына в данном классном коллективе на родительском собрании мама была всего лишь два раза. Причины отсутствия разные: сидит с внуками, болеет и т.д. В конце учебного года данный ученик выбыл из школы в связи с переменой места жительства.

Наблюдая за детьми, организацией их жизнедеятельности, можно сделать вывод, что классный коллектив еще не до конца сформировался. Для его дальнейшего формирования я решила предложить ребятам записаться в различные кружки, спортивные секции и занять себя во внеурочное время (провести его с пользой для себя).

В нашем классном коллективе, уже на протяжении 3-х лет, создан и работает орган ученического самоуправления. Привлечь ребят к этому было очень легко, они готовы выполнять любые поручения. Старостой в классе уже третий года является Чернышова С., которая очень серьезно относится к своей должности (поручению), и ведь ее уже трижды выбирали сами ребята. Ей можно доверить любые задания. И можно не сомневаться – она их всегда выполнит. Также в классе работали и другие сектора: культмассовый, спортивный, трудовой, ответственные за проверку дневников, сохранность школьных учебников, проведение ОПТ, организацию горячего питания. Все достойно выполняли свои обязанности, активно внедряясь в работу классного коллектива, переживая друг за друга и, при необходимости, помогая друг другу.

Трудовое воспитание также является неотъемлемой частью воспитания нашего подрастающего поколения. Школа, хоть и в малой степени, но приучает ребенка к труду. Это проведение ОПТ, дежурство по классу и школе, субботники. Ребята с удовольствием выполняли свои обязанности. Их легко организовать, увлечь.

В 2010-2011 учебном году немаловажное значение уделялось вопросам здорового образа жизни. Воспитанию в детях умение противостоять алкоголизму, токсикомании, курению, наркомании и т.д. Убеждению правильно распоряжаться своим рабочим временем, соблюдать режим дня, рационально использовать свободное время, соблюдать правила гигиены здоровья, одежды, обуви и т.д.

В этом плане были проведены спортивные мероприятия: «Спортландия», «О, спорт!!!». Праздники прошли на славу, весело, задорно, увлеченно. По традиции (принятой в 5-м классе) проводим спортивные праздники каждый год.

Был проведен классный час «Суд над наркотиками». Дети с удовольствием готовились к нему, многое для себя узнали, увлеченно об этом рассказывали, понимая для себя, как вредно курить, принимать алкоголь, долго играть в компьютерные игры и т.д.

В прошлом учебном году большое внимание уделялось вопросам ПДД. В течение года ежемесячно проводились конкурсы по ПДД, месячники, классные часы. Ребята с удовольствием участвовали в акции по ПДД, где сами сочиняли просьбы-призывы к водителям автомобилей. Ведь многим их класса приходиться добираться в школу на общественном транспорте. С такими детьми регулярно проводились инструктажи с последующей подписью обучающихся в специальном журнале.

Большое внимание в классе в 2010-2011 учебном году уделялось вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины. В течение года обучающиеся нашего класса посещали ветеранов ВОВ, по их просьбе ходили в магазин за продуктами, помогали по дому, поздравляли с праздниками 23 февраля, Днем Победы.

Большое значение уделяется землякам, погибшим в годы войны, защищая свою Родину. Возлагались цветы  к памятнику Неизвестного солдата и мемориальным доскам бывших учеников нашей школы Засоркину Е. и Грибашову Н.

Немаловажное значение в нашей работе с детьми имеют вопросы охраны труда. В течение года постоянно проводились с ребятами инструктажи по охране труда, 4 эвакуации из классных кабинетов.

Проанализировав экран участия обучающихся 7а класса в различных мероприятиях (классных, общешкольных, районных), хочу сказать, что самыми активными в этом году были Марикова Е., Чухуа Ю., Эдемов А., Заблоцкий А., Усанов Е. Менее всех участвовали в различных мероприятиях Камышников А., Плотников А.

Участие детей в различных мероприятиях показало большую активность самих детей, их необходимо только направлять и поддерживать.

Таким образом, на новый учебный год мы наметили выполнение следующих воспитательных задач:

  1. привлечь к работе с детьми и родителями всех работников школы (зам.директора по УР, зам.директора по УВР, психолога, организатора, социального педагога, вожатую, библиотекаря и т.д.);
  2. заняться педагогическим всеобучем для родителей;
  3. вовлечь как можно больше обучающихся в спортивные секции, кружки, факультативы, музыкальную школу;
  4. продолжить работу над развитием ученического самоуправления;
  5. через посещение школьного и местного краеведческого музеев, благоустройство памятника В.Талалихина (д.Мансурово), могилы Засоркина Е., проведение экскурсий и др. способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств обучающихся;
  6. продолжать работу по привлечению родителей обучающихся к активному участию во внеклассных и общешкольных мероприятиях;
  7. продолжить проведение экскурсий с целью расширения кругозора обучающихся, направленного на дальнейшую их профориентацию.

Как сказала Валентина Матвиенко: «Духовно-нравственное воспитание есть путь преображения общества, избавление его от зла. Такое воспитание вырабатывает твердость характеров, чистоту нравов, благородство во взаимных отношениях, добросовестность во всем».

В заключение можно сделать вывод: все, что было запланировано в 2010-2011 учебном году учащимися 7а класса, их родителями и классным руководителем выполнено, и хочется надеяться, что в следующем учебном году мы будем работать также сплоченно, весело, задорно, дружно!

© larisa-jurkina

Конструктор сайтов - uCoz