(выступление на ММО учителей биологии городского округа Домодедово,

ноябрь 2011 г.)


Биологические экскурсии – основная форма изучения живой природы, когда обучающиеся не в классе, а непосредственно в природе наблюдают и исследуют живые объекты, процессы жизни. Однако продуктивность экскурсий пока остаётся незначительной. До сих пор не разработана система биологических экскурсий (их количество в школьной программе постоянно меняется).
Основной целью экскурсии остаётся формирование знаний, при этом роль непосредственного контакта ученика с объектами и явлениями живой природы в естественной среде в развитии у школьников ценностного отношения к живой природе, экологической культуры, приобретении опыта творческой деятельности незначителен. И, конечно же, учителя испытывают потребность в методиках моделирования экскурсии в творческой развивающей среде, а соответствующие разработки в литературе мало отражены.
Совершенствование содержания биологических экскурсий необходимо начать с усиления в них Эколого-эволюционного аспекта изучения живой природы. Такой подход мы реализовали как в названиях экскурсий, так и в системе проблемных заданий, задач, проектов, которые помогают школьнику усвоить функциональные, значимые для жизни и профессиональной деятельности знания и умения в процессе самостоятельного их решения. Помимо умственного развития, это стимулирует интерес и мотивацию школьников к обучению. У них развиваются творческие способности: умение видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, выявлять закономерности функционирования живых организмов и экосистем и т.п. Всё это пополняет жизненный опыт школьника, формирует творческую личность и экологически грамотного специалиста (какую бы профессию он в дальнейшем не выбрал).

Хочу поделиться опытом, как я проводила экскурсию в 6-х классах на тему «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».
Ход экскурсии:
1. Проведение инструктажа по охране труда с занесением в журнал по ТБ и подписью обучающихся.
2. Деление обучающихся класса на группы.
3. Постановка перед ними задачи (каждая группа получает свой вопрос):

· 1-я группа: Осенние явления в жизни растений и животных. Какие работы проводятся осенью в саду?

· 2-я группа: Осенние явления в жизни растений и животных. Какие работы проводятся осенью в огороде?

· 3-я группа: Осенние явления в жизни растений и животных. Какие работы проводятся осенью в поле?

4. В течение урока обучающиеся ведут фенологические наблюдения с пометками в блокноте.
5. Даю детям возможность детям ещё 2 недели вести фенологические наблюдения вне рамок урока, оформить свои наблюдения.
6. Вместе с обучающимися выбираем сроки защиты оформленных экскурсий.

Оформление результатов выполненных работ я считаю тоже творчеством. Результаты работы включают в себя дневник (лист) наблюдений, который ведётся во время экскурсии, а потом составляется отчёт. В отчёте отражается самостоятельная продуктивная познавательная, научная и практическая деятельность ученика.
Формы отчёта могут быть разными:

· устные;

· письменные (статья, экологический бюллетень, эссе, сказка, стихи, проект, отчёт на CD-диске, сценарий праздника, созданная учеником Красная книга);

· наглядно-образные (модель и её описание, фоторепортаж, выставка рисунков и др. художественные изображения природы);

· комплексные (защита экскурсий, программа по озеленению территории, разработка экологической тропы и плакатов и т.д.).


Оценку работ можно проводить по следующим критериям:

· актуальность проблемы;

· правильность сформулированных ответов на поставленные вопросы и обработка полученных результатов;

· логика изложения материала;

· глубина проникновения в проблему;

· обоснованность выводов и доказательность рекомендаций, предложений.

Важно при оценке учесть активность ученика (или группы) при работе над экскурсией, эстетическое ценностное и экологическое осознание предлагаемых решений.
Биологические (экологические) экскурсии являются средством развития личности и её грамотного взаимодействия с живой природой.


© larisa-jurkina

Конструктор сайтов - uCoz