Роль классного руководителя в формировании
нравственного и физического здоровья школьников


(выступление на IV научно-практической конференции
педагогических работников городского округа Домодедово,
апрель 2010 г.)


Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье – важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни. По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Состояние здоровья подрастающего поколения не случайно традиционно привлекает пристальное и озабоченное внимание всех способных мыслить граждан. Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.
«Укрепить здоровье человека в детстве, - говорил Сухомлинский, - не допустить, чтобы ребенок вступал в юность хилым и вялым, - это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребенок очарован красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, - значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа».
Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически. Кроме того, важно научить его быть здоровым. Именно сегодня необходимо вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки обучающегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к нему, освоению практических навыков здорового образа жизни. Социальная важность и необходимость решения проблем укрепления здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания вытекает из стратегии устойчивого развития России и её государственной образовательной политики. В соответствии с Законами Российской Федераций «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» и «Об образовании», типовым положением об образовательном учреждении Российской Федерации, постановлениями правительства РФ №38 от 15 января 1992 г. и №1058 от 09 сентября 1996 г. общеобразовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
В настоящее время уже проведенные многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования школьников убеждают педагогов и руководителей системы образования в необходимости принимать специальные меры по сохранения и укреплению здоровья школьников. Эти положения также вошли в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умение логично рассуждать и делать выводы.
В решении задач образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников важная роль принадлежит классному руководителю. Целевой установкой воспитания культуры здоровья школьников в работе классного руководителя является: создание условий для гармоничного развития личности школьника, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.
В своей работе классный руководитель Журкина Лариса Семеновна для обеспечения нормального физического здоровья школьников работает по нескольким направлениям. Цель ее работы:

· использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психологического здоровья человека;

· воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения, обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе.

Этапами воспитательного процесса являются конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, психического, нравственного здоровья и социальную адаптацию школьников.
Журкина Л.С. знакомит учащихся с пониманием сущности здоровья и здорового образа жизни, обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. учащиеся изучают научный материал по проблемам здоровья, пишут сообщения на эти темы. Выпущена целая серия стенгазет «Экология здоровья».
Знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, культура приобретения навыков личной гигиены, полезных привычек необходимы нашим детям. Для решения этих задач проводились беседы и классные часы на темы: «Курить – здоровью вредить», «Гигиена человека – залог здоровья», «Разговор о гриппе», «Охотники за гриппом», «Еда из пробирки». Интересно проведены ролевые игры «Суд на алкоголем», «Суд над вредными привычками», на которых моделировались проблемные ситуации и были найдены оптимальные пути их решения.
Классный руководитель особое внимание уделяет формированию культуры двигательной активности, поэтому проблем с посещением уроков физической культуры в ее классе не возникает. Ребята принимают активное участие во всех школьных спортивных мероприятиях: эстафетах, соревнованиях, игре «Зарница» и нередко занимают призовые места. Многие посещают спортивные секции и вне школы (футбол, борьба), танцевальные кружки.
Как известно, одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа Журкиной Л.С. с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Лариса Семеновна привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Для этого классный руководитель организует и проводит совместные спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «Браво, парни!». На других спортивных мероприятиях родители – активные болельщики и помощники. Журкина Л.С. также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний: «Здоровый образ жизни школьника», «Компьютер в жизни школьника. За и против». Семья и школа – это относительно самостоятельные воспитательные системы, имеющие каждая свою специфику, вместе с тем они являются звеньями всей системы воспитания.
Для того чтобы взаимодействие классного руководителя со всеми субъектами процесса воспитания культуры здоровья школьников было эффективным, педагог должен обладать такими качествами, как коммуникативность, увлеченность профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой культурой здоровья, требовательностью к себе, так как он является первым примером для своих воспитанников.
Особенно важно, чтобы он обладал умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе внимание школьников, быть тактичным, выдержанным, наблюдательным, искренним.
В основу работы Журкиной Л.С. положены личностно-ориентированные принципы:
- ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
- учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины.
Учитель организует работу, исходя из гуманистических принципов:
- ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
- ребенок учиться от другого ребенка, как и от учителя;
- ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
- ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.
Таки образом, работа классного руководителя над проблемами физического и нравственного здоровья должна способствовать успехам в учебе и повышать уровень общего развития школьников.

© larisa-jurkina

Конструктор сайтов - uCoz