(выступление на МО учителей-предметников естественнонаучного цикла

МАОУ Заревской СОШ с УИОП, 2010 год)

Основные требования к проверке успеваемости учащихся – регулярность и объективность оценки. Кроме этого, проверка знаний и умений одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Учитель при этом может анализировать результаты своей работы и найти способы устранений замеченных недостатков. Достигаемых эффект зависит от продуманного планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки средств контроля: вопросов, дидактических карточек, задач для контрольных работ разных типов в достаточном количестве экземпляров и вариантов, средств программированного контроля знаний и др.

В педагогических исследованиях называют от 3 до 20 качеств знаний. На мой взгляд, необходимыми и достаточными для оценки знаний являются следующие критерии:

  • правильность знаний – степень соответствия современному уровню биологической науки; обычно задаётся характером изложения материала в учебнике;
  • полнота знаний – их объём, соответствующий требованиям программы и изложению в учебнике;
  • осознанность знаний – понимание внутренних связей, умение анализировать и сравнивать, доказывать и обобщать;
  • действенность знаний – умение применять знания в различных ситуациях;
  • системность знаний – понимание их места в структуре научной теории;
  • прочность знаний – устойчивость всех перечисленных качеств.

Для оценки этих критерием могут применяться различные методы. Традиционные задания незаменимы при контроле и оценки знания и понимания материала, применение его в исходных и новых условиях, умение анализировать и оценивать текст и т.п. Однако, при проведении устных опросов достаточно сложно избежать целого ряда присущих этой форме учебной работы недостатков. На уроках биологии чаще всего эти недостатки таковы:

- вопросы заранее не продуманы, нередко случайны. Вопрос обращён к знаниям, заложенным в память  ученика, и не вызывает работы мысли, поэтому ответы носят часто описательный характер, порой являются пересказом учебника;

- в вопрос не включается ранее изученный материал, логически связанный с темой урока;

- опрос превращается в индивидуальную беседу с отвечающим учеником, при этом остальные ученики предоставлены самим себе, отвлекаются, что приводит к нарушению дисциплины;

- учитель задаёт одновременно несколько вопросов или быстро переходит от одного к другому – «забрасывает» ими ученика. Это нервирует отвечающего и не даёт ему собраться с мыслями. Не получив немедленного полного ответа, учитель начинает отвечать сам, пропуская при этом ошибки в прозвучавшей части ответа ученика. Итогом часто становится необъективная оценка.

Кроме того, если опрос длится более 15 минут урок, как показывает практика, получается неудачным, а новые знания, полученные в ходе остальной его части, - слабыми, как бы хорошо эта часть урока не была продумана.

Поэтому в ситуации, когда планируемые вопросы не предполагают «вникания» ученика в сущность явления, а требуют простого знания фактов, лучше использовать контроль с элементами программирования, т.е. тестовые задания. На их выполнение уходит не более 5 минут, да и проверка не занимает много времени – учащиеся уже на уроке могут узнать результаты своей работы. Тестовые задания можно разделить на следующие типы.

Задания на воспроизведение знаний – проверяют уровень умений воспроизводить факты. Такие задания используют при обобщении нескольких тем.

Какое из следующих животных имеет 6 пар ног, 2 пары крыльев  тело, состоящее из головы груди и брюшка?

А. Паук

Б. Бабочка

В. Мокрица

Задания на интеграцию знаний – проверяют умения обобщать известные факты.

Лягушку перенесли из тёплого помещения в холодное. Как это отразится на её обмене веществ?

А. Усилится за счёт увеличения энергозатрат на теплообразование.

Б. Уменьшится за счёт влияния низкой температуры среды.

В. Останется без изменений.

Г. Будет непрерывно колебаться.

Задания на применений знаний – проверяют умения использовать фактические знания для решения проблемных задач.

Рыбы часто гибнут в загрязнённом сточными водами водоёме. Почему?

А. Недостаток кислорода.

Б. Недостаток оксида углерода.

В. Недостаток питательных веществ.

Другой подход к закреплению и углублению полученных знаний – проведение лабораторных и практических работ, занимающих, в зависимости от содержания и объекта, или часть урока, или весь урок целиком. Лабораторные занятия могут проводиться фронтально (по непосредственным указаниям учителя) и по предварительному заданию. При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части и по каждой части учителем даются отдельные указания, которые все учащиеся выполняют одновременно. Например, при проведении работы по теме: «Виды мышечной ткани» в 6-м классе дети работают по инструктивной карточке, выполняя задания поэтапно под руководством учителя.

Лабораторная работа «Особенности строения мышечной ткани».

Цель: изучить строение мышечной ткани.

Ход работы.

1.      Настройте микроскоп.

2.      Рассмотрите под микроскопом виды мышечной ткани.

3.      Найдите микропрепараты гладкой мышечной ткани и определите, в чём особенности её строения.

4.      Рассмотрите рисунок гладкой мышечной ткани.

5.      Сделайте рисунок гладкой мышечной ткани.

6.      Пользуясь материалом учебника, заполните таблицу 1.

7.      На рисунке в учебнике найдите виды мышечной ткани, которые изучили на уроке.

8.      Сформулируйте вывод.

Такие занятия легче организовать, работа выполняется всеми учащимися одновременно. Если отдельные ученики выполняют задания медленнее других, то при небольших размерах отдельных заданий они успевают подтянуться. Оканчивается работа также одновременно. При таком подходе учащиеся легко усваивают материал, учитель без особого труда может контролировать выполнение работы и при необходимости оказать помощь. Однако недостатком такого рода занятий является неполная самостоятельность учащихся. Этот недостаток отсутствует в лабораторных занятиях по предварительному заданию, где учащимся предоставляют достаточно широкие возможности для самостоятельности и инициативы. Но эти занятия значительно труднее организовать.

Для достижения прочности знаний учащимися необходимо упражняться в воспроизведении основного учебного материала как в свёрнутом виде  - через изложение плана, тезисов, аннотаций, так и в развёрнутом – через подробное сообщение, обстоятельный рассказ и т.д. Прочность знаний обеспечивается за счёт работы памяти и понимания материала.

На своих уроках я использую структурно-логическую, или опорную схему изучаемого материла. Например, на уроке по изучению размножения и развития рыб изложение материала сопровождаю соответствующими записями на доске.

При объяснении нового материала для лучшего запоминания используется наглядный раздаточный материал.



© larisa-jurkina

Конструктор сайтов - uCoz