Аналитическая работа

по материалам Концепции духовно-нравственного развития

и воспитания личности гражданина России

 

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • способность к духовному развитию, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к универсальной духовно-нравственной установке «становиться лучше»;
  • поступать по совести;
  • осознание добра и зла, надо и недопустимо принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных традиций;
  • готовность отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;
  • способность к принятию собственных решений и ответственность за них;
  • трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей, человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противостоять;
  • моральную ответственность перед семьёй, обществом, Россией.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • развитость чувства патриотизма;
  • поддержание межэтнического мира и согласия;
  • поддержание такие нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • законопослушность и поддержание правопорядка.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • активному и ответственному участию в общественной жизни;
  • укреплению демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
  • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны.

Воспитание и  развитие этих ценностей требует усилий всех социальных субъектов: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Ведущая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнерства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегрированности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания.

В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность учителя. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи.

Организация социально-педагогического партнёрства может осуществляться путём согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и других субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала базовых национальных ценностей.

Индивидуально-личностное развитие.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

  • истории России, своей семьи, рода;
  • жизненного опыта родителей, предков;
  • традиционных российских религий;
  • произведений литературы и искусства;
  • периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь.

Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.

Организация воспитательного процесса в системе «школа-семья-социум» потребует от педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся.

Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретных условиях.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

  • в соответствии с национальным приоритетом;
  • исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
  • согласно конституции РФ;
  • согласно закону РФ «Об образовании».

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, чтящий духовные и культурные традиции народа.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие усиленное развитии страны в современных условиях.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • Россия
  • многонациональный народ РФ
  • гражданское общество
  • семья
  • труд
  • искусство, наука
  • религия
  • природа.

Согласно этому национальными ценностями являются:

  • патриотизм – любовь к Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – личная свобода, доверие людям, справедливость, милосердие, честь и достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание;
  • наука – ценность и знания, стремление к истине;
  • искусство и литература – красота, гармония, этическое и эстетическое развитие;
  • природа – родная земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всём мире, международное сотрудничество.



© larisa-jurkina

Конструктор сайтов - uCoz